< Энциклопедия юного астронома
Суббота, 27.04.2024, 12:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Интересные факты
Ганимед, самый большой из спутников планеты Юпитер по своим размерам превосходит планету Меркурий. Диаметр Ганимеда составляет примерно 5269 километров.
Статистика
Яндекс.Метрика
Астрономия

Астрономия (образована от древнегреческих слов "астер, астрон" - «звезда», и "номос" - «обычай, установление, закон») - это наука, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел. Иными словами, астрономия - наука о Вселенной.

Ещё в глубокой древности люди обратили внимание на небосвод, следили за небесными телами, обратили внимание на взаимосвязь движения небесных светил и периодического изменения погоды. По расположению Солнца и звезд люди определяли наступление новых времен года, а кочевые племена ориентировались по ним в своих путешествиях. В результате постоянного летоисчисления древние люди были вынуждены создать календарь. Есть доказательства, что еще доисторические люди знали об основных явлениях, связанных с восходом и заходом Солнца, Луны и некоторых звезд. Периодическая повторяемость затмений Солнца и Луны была известна уже очень давно. Среди древнейших письменных источников встречаются описания астрономических явлений, а также примитивные расчетные схемы для предсказания времени восхода и захода ярких небесных тел. Астрономия получила успешное развитие у таких цивилизаций как китайцев, греков, майя, вавилонян и индейцев. Особенное больших успехов достигла астрономия Древней Греции. Пифагор был первым, кто предположил, что Земля имеет шарообразную форму. Аристарх Самосский высказал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца. Гиппарх во 2 в. до н. э. составил один из первых звездных каталогов. В произведении Птолемея «Альмагест», изложены теории о геоцентрической системе мира, которая была общепринятой на протяжении почти полутора тысяч лет.

В средневековье астрономия достигла своего развития в странах Востока. В 15 в. Улугбек построил вблизи Самарканда (город в современном Узбекистане) обсерваторию с точными в то время инструментами. Здесь был составлен первый после Гиппарха каталог звёзд. С 16 в. начинается развитие астрономии в Европе.

Рождение современной астрономии связывают с отказом от геоцентрической системы мира Птолемея и заменой ее гелиоцентрической системой Николая Коперника, созданной в 16 веке, а также с момента изобретения первого в мире Галелеевского телескопа. 18-19 века были для астрономии периодом накопления сведений и знаний о Солнечной системе, нашу Галактику и физическую природу звезд, Солнца, планет и других космических тел. Появление крупных телескопов и осуществления систематических наблюдений привели к открытию, что Солнце входит в состав огромной дискообразной системы, состоящей из многих миллиардов звезд — галактики. В начале XX века астрономы обнаружили, что эта система является одной из миллионов подобных ей галактик. Открытие других галактик стало толчком для развития внегалактической астрономии.

В 20 веке астрономия разделилась на две основные ветви: наблюдательную астрономию и теоретическую. Наблюдательная астрономия — это получение наблюдательных данных о небесных телах, которые затем анализируются. Теоретическая астрономия ориентирована на разработку компьютерных, математических или аналитических моделей для описания астрономических объектов и явлений. сосредоточена на наблюдениях небесных тел, которые затем анализируют с помощью основных законов физики. Эти ветви взаимосвязаны друг с другом: теория предполагает, наблюдение доказывает. Научно-техническая революция 20 века имела чрезвычайно большое влияние на развитие астрономии в целом и особенно астрофизики. Создание оптических и радиотелескопов с высоким разрешением, применение ракет и искусственных спутников Земли для внеатмосферных астрономических наблюдений привели к открытию новых видов космических тел: радиогалактик, квазаров, пульсаров, источников рентгеновского излучения и т. д.. Были разработаны основы теории эволюции звезд и космогонии Солнечной системы. Достижением астрофизики 20 века стала релятивистская космология — теория эволюции Вселенной в целом.

Информация об объектах космоса получается в результате обнаружения и анализа видимого света, а также других спектров электромагнитного изучения в космосе. Соответственно, астрономические наблюдения можно разделить в соответствии с областями электромагнитного спектра, в которых проводятся измерения. Какие-то объекты мы можем наблюдать с Земли, но есть то, чего не видно из-за нашей атмосферы. Поэтому для того, чтобы заглянуть намного дальше, в космосе, на орбите нашей планеты, работают специальные космические телескопы.

И так, типы астрономических наблюдений следующие:

Оптическая астрономия.

Является исторически первой. Телескопы, способные принимать видимый свет, являются инструментами данного типа астрономии. Исследования изучаемых объектов основываются на изучении зарисовок этих объектов (в древнее время) или с помощью фотографий.

Инфракрасная астрономия.

Изучает объекты космоса, способные излучать инфракрасное излучение. Под инфракрасным излучением подразумевают электромагнитные волны с длиной волны от 0,74 до 2000 мкм. Несмотря на то, что длина волны инфракрасного излучения близка к длине волны видимого света, инфракрасное излучение сильно поглощается атмосферой, кроме того, атмосфера Земли имеет значительное инфракрасное излучение. Поэтому обсерватории для изучения инфракрасного излучения должны быть расположены на высоких и сухих местах или в космосе. Инфракрасный спектр полезен для изучения объектов, которые являются слишком холодными, чтобы излучать видимый свет таких объектов, как планеты и вокруг звездные диски. Инфракрасные лучи могут проходить через облака пыли, поглощающие видимый свет, что позволяет наблюдать молодые звезды в молекулярных облаках и ядер галактик. Некоторые молекулы мощно излучают в инфракрасном диапазоне, и это может быть использовано для изучения химических процессов в космосе.

Ультрафиолетовая астрономия.

Применяется для детального наблюдения в ультрафиолетовых длинах волн от 10 до 320 нанометров.  Свет на этих длинах волн поглощается атмосферой Земли, поэтому исследование этого диапазона выполняют из верхних слоев атмосферы или из космоса. Ультрафиолетовая астрономия лучше подходит для изучения горячих звезд (ОФ звезды), поскольку основная часть излучения приходится именно на этот диапазон. Сюда относятся исследования голубых звезд в других галактиках и планетарных туманностей, остатков сверхновых, активных галактических ядер. Однако ультрафиолетовое излучение легко поглощается межзвездной пылью, поэтому во время измерения следует делать поправку на наличие пыли в космической среде.

Радиоастрономия.
Радиоастрономия — это исследование излучения с длиной волны, большей чем один миллиметр. Радиоастрономия отличается от большинства других видов астрономических наблюдений тем, что исследуемые радиоволны можно рассматривать именно как волны, а не как отдельные фотоны. Итак, можно измерить как амплитуду, так и фазу радиоволны, а это не так легко сделать на диапазонах коротких волн. Хотя некоторые радиоволны излучаются астрономическими объектами в виде теплового излучения, большинство радиоизлучения, наблюдаемого с Земли, является по происхождению синхротронным излучением, которое возникает, когда электроны движутся в магнитном поле. В радиодиапазоне может наблюдаться широкое разнообразие космических объектов, в частности сверхновые звезды, межзвездный газ, пульсары и активные ядра галактик[7].

Рентгеновская астрономия.

Рентгеновская астрономия изучает астрономические объекты в рентгеновском диапазоне. Обычно объекты излучают рентгеновское излучение благодаря:
1. синхротронному механизму;
2. тепловое излучение тонких слоев газа, нагретых выше 107 K (Кельвинов);
3. тепловое излучение массивных газовых тел, нагретых свыше  107  K.

Рентгеновские наблюдения основном выполняют из орбитальных станций, ракет или космических кораблей. К известным рентгеновских источников в космосе относятся: рентгеновские двойные звезды, пульсары, остатки сверхновых, эллиптические галактики, скопления галактик, а также активные ядра галактик.

Гамма-астрономия.

Астрономические гамма-лучи появляются в исследованиях астрономических объектов с короткой длиной волны электромагнитного спектра. Большинство источников гамма-излучения является фактически источниками гамма-всплесков, которые излучают только гамма-лучи в течение короткого промежутка времени от нескольких миллисекунд до тысячи секунд, прежде чем развеяться в пространстве космоса. Только 10% от источников гамма-излучения не является переходным источниками. Стационарные гамма-источники включают пульсары, нейтронные звезды и кандидаты на черные дыры в активных галактических ядрах.

Астрометрия. Небесная механика.

Один из старейших подразделов астрономии, занимается измерениями положение небесных объектов. Эта отрасль астрономии называется астрометрией. Исторически точные знания о расположении Солнца, Луны, планет и звезд играют чрезвычайно важную роль в навигации. Тщательные измерения расположения планет привели к глубокому пониманию гравитационных возмущений, что позволило с высокой точностью определять их расположение в прошлом и предусматривать на будущее. Эта отрасль известна как небесная механика. Сейчас отслеживания околоземных объектов позволяет прогнозирования сближения с ними, а также возможные столкновения различных объектов с Землей.

Также, существует такое понятие, как любительская астрономия.

Эта астрономия относится к такой, в которой вклад любителей может быть значительным. Вообще все астрономы-любители наблюдают различные небесные объекты и явления в большем объеме, чем ученые, хотя их технический ресурс намного меньше возможности государственных институтов, иногда оборудование они строят себе самостоятельно. Наконец большинство ученых вышли именно из этой среды. Главные объекты наблюдений астрономов-любителей: Луна, планеты, звезды, кометы, метеорные потоки и различные объекты глубокого неба, а именно: звездные скопления, галактики и туманности.

Одна из ветвей любительской астрономии, любительская астрофотография, предусматривает фотофиксацию участков ночного неба. Многие любители хотели бы специализироваться в наблюдении отдельных предметов, типов объектов, или типов событий, которые интересуют их. Большинство любителей работающих в видимом спектре, но небольшая часть экспериментирует с длиной волны за пределами видимого спектра. Это включает в себя использование инфракрасных фильтров на обычных телескопах, а также использование радиотелескопов. Пионером любительской радиоастрономии является Карл Янский, наблюдавший небо в радиодиапазоне 1930 года. Некоторые астрономов-любителей использует как домашние телескопы, так и радиотелескопы, которые изначально были построены для астрономических учреждений, но теперь доступны для любителей.

Астрономы-любители и в дальнейшем продолжают вносить свой ​​вклад в астрономию. Действительно, она является одной из немногих дисциплин, где вклад любителей может быть значительным. Довольно часто они проводят точечные измерения, которые используются для уточнения орбит малых планет, отчасти они также проявляют кометы, выполняют регулярные наблюдения переменных звезд. А достижения в области цифровых технологий позволило любителям добиться впечатляющего прогресса в области астрофотографии.